Страница обновлена 02.02.2019

               Батяева Елена Николаевна

 
учитель-логопед, педагогический стаж — 26 лет, первая квалификационная категория по должности «учитель-логопед», образование высшее — учитель-логопед. Курсы повышения квалификеации "Педагогические средства обучения в условиях реализации ФГОС" 2014 год.

 

Положение об оказании логопедической помощи детям в МДОУ "Детский сад № 191" .docx

Должностная инструкция учителя-логопеда.docx

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ "Детский сад № 191".doc

Вкусное лето.doc

Можно ли предупредить заикание.docx

Основные причины нарушения речевого развития

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции, формируются у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др.

Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической защищённости детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Родителям необходимо обращать внимание на развитие у малыша потребности говорить. Часто при общении с маленьким ребёнком взрослые стараются понять и выполнить его просьбы, не дожидаясь, пока тот попытается их высказать.

В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное – надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний.

Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.

Показатели речевого развития ребёнка

Первый этап (с момента рождения до одного года) – подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

·        Эмоциональное общение с малышом для развития подражания

·        Сенсорное развитие (ощущения, восприятие)

·        Двигательная активность (тренировка моторики)

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2-4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки – появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

В возрасте 7-9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета.

В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5-7 до 9-12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м. п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав» и т.д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спий, беги и т.д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения, несколько позже – двухсловую фразу.

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць,й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке, но при условии, сто они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги, вставляет лишние звуки, а при стечении согласных опускает один звук. Даже  если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то – позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями по 3-4 слов, его речь понятна не тольок близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих из более чем 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные функции, способен запоминать простые стихотворения.