Материально-технические ресурсы детского сада № 191
- Спортивный зал с тренажерами – Музыкальный зал – Спортивная площадка с гимнастическими снарядами – Дошкольные группы – Медицинский кабинет, изоляторы – Процедурный кабинет – Домофон – Видеонаблюдение – Тревожная кнопка – АПС
Паспорт доступности МДОУ "Детский сад № 191" 2021
Паспорт доступности МДОУ "Детский сад № 191" 2017
Паспорт доступности МДОУ "Детский сад № 191" 2016
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды групп
Материальная база, ресурсы, информационно-техническое обеспечение детского сада соответствует требованиям нормативной документации и реализуемым программам.
В дошкольном учреждении функционируют: · 11 групп, все со стационарными спальнями, игровой комнатой, буфетной, туалетом, приемной; · кабинет заведующей; · кабинет учителя логопеда; · кабинет педагога-психолога; · музыкальный зал; · спортивный зал;· кабинет врача-педиатра; · процедурный кабинет; · изолятор; · прачечная; · пищеблок; · бухгалтерия; · игровые площадки и веранды.
В групповых комнатах организованы различные развивающие уголки
- Уголок сюжетно-ролевых игр, где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, семья, салон красоты и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта). Для этого в группах подобраны атрибуты: специальная одежда для продавца, врача, строителя, полицейского, парикмахера и др.; а также игрушки, соответствующие каждой профессии.
- Уголок интеллектуального развития, куда входят игры, оборудование для развития речи и подготовке детей к обучению в школе. В этом уголке имеются дидактические игры и материалы по различным лексическим темам, кассы букв и слогов, а так же игры на развитие мелкой моторики рук; на развитие речи детей и обогащения словарного запаса, игры направленные на развитие звуковой культуры речи. В уголке имеются также игры на формирование логики и мышления, на развитие умственных способностей детей. Здесь дети закрепляют знание формы, цвета, величины, количества предметов, а так же дети знакомятся с пространственными понятиями. Для знакомства с цифрами и математическими знаками подобраны иллюстрации, раскраски, дидактические игры. Имеются наборы цифр и счётных палочек.
- Уголок книги. В нем подобраны портреты известных детских поэтов, писателей и художников – иллюстраторов. Имеются произведения разных жанров и разных авторов, соответствующие возрастным особенностям данной группы. Подобрана познавательная литература. Книги в книжном уголке постоянно обновляются, что поддерживает интерес детей к чтению. Постоянно проводятся тематические выставки книг.
- Театральный уголок, в который входят разные виды театра: театр пальчиков, теневой театр, кукольный театр, театр игрушек, настольный театр, театр для фланелеграфа, театрализованные игры, сундук ряжения. Здесь дети развивают своё творчество, артистизм, коммуникативные качества.
- Музыкальный уголок. В нем имеются музыкальные инструменты: металлофоны, дудочки, барабаны, погремушки, маракасы, треугольник, деревянные ложки, самодельные шумовые инструменты, а так же музыкально-дидактические игры.
- Уголок природы, где дети могут выращивать растения, наблюдать и ухаживать за ними, проводить эксперименты. Растения подобраны в соответствии с требованиями программы детского сада и требованиями по безопасности детей. У каждого растения имеется свой паспорт, в котором указано название растения, описывается внешний вид, способы размножения и ухода. Собраны материалы и оборудование для экспериментирования, коллекции природных материалов. В уголке отведено место для познавательной и энциклопедической детской литературы по различным областям науки. Подобраны картотеки прогулок, наблюдений, опытов и экспериментов, а также игр экологической направленности.
- Уголок строительно-конструктивных игр, в котором имеются разные виды конструктора: большой напольный строитель; строитель-архитектор; набор кубиков; «Лего» -большого размера, «Лего» -маленького размера; машины по назначению; фигурки деревьев, животных, людей; схемы и карты построек.
- Уголок по правилам дорожного движения, где подобраны дидактические и настольно – печатные игры, созданы макеты улицы и пешеходного перехода; имеются разные виды транспорта, фигурки людей и животных, коврики с изображением дороги; сделана картотека игр по ПДД. Данный уголок позволяет детям закрепить знания правил дорожного движения, легче включаться в социальную жизнь.
- Уголок изобразительной деятельности. В уголке подобраны раскраски, книги, обучающие детей рисовать с поэтапной инструкцией, а также знакомящие с народным творчеством. Есть наборы для рисования и кисточками, и карандашами, и пальчиками; лепки: глина, пластилин, паста, тесто и аппликации: ножницы с тупыми концами, ножницы зигзаг, различная по фактуре бумага.
- Спортивный уголок. Здесь дети могут свободно реализовать свои потребности в движении используя мячи разного размера, палки, скакалки, набивные мячи, кегли, ленты, флажки, лесенки, лавочки и т. д., улучшить настроение и оздоровиться при помощи правильно подобранных пособий. Так для профилактики плоскостопия в уголке имеются дорожки с различной поверхностью, ребристые мячи, шнуры.
- Зона уединения, где дети могут поразмышлять, посидеть в тишине, уединиться от коллектива.
Красиво оформленный музыкальный зал, создает определенный эмоциональный настрой, развивает эстетический вкус.
Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения музыкальных занятий для всех возрастных групп: пианино, музыкальный центр, телевизор, разнообразные музыкальные инструменты, различные виды театров, карнавальные костюмы, подборка аудио и видеокассет с музыкальными произведениям.
В спортивном зале имеется все необходимое для развития основных видов движений детей: спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, « Дорожка здоровья», комплекс « Полоса препятствий», магнитофон.
Территория детского сада за годы работы хорошо благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники, газоны, оборудована физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках располагается оборудование для проведения игр и для занятий физическими упражнениями.
Кабинет массажа
Кушетка массажная с изменяющейся высотой, стул для массажиста с изменяющейся высотой, часы настенные, набор валиков для пациента, стол, стул, емкость для бытовых и медицинских отходов.
Кабинет учителя – логопеда
Парта логопеда, ноутбук, интерактивная доска, логопедический материал на мультимедийном диске, мольберт с магнитным покрытием, набор букв на магнитах, азбука россыпная, на кубиках, световой стол для рисования песком, кинетический песок, ковер «Воскобовича», миниЛарчик, геоконд, караблик «Плюх-плюх», игровизор, картинный материал по автоматизации звуков, картинный материал по лексическим темам, дидактический набор на произношение звуков, тематические наборы карточек, игры для тренировки памяти, внимания, мышления, набор фигурок домашних и диких животных, овощей и фруктов, пазлы, домино, лото, комплект мини машин, настольно-печатные игры, набор пальчиковых кукол по сказкам, тематические наборы карточек для развития речи, шнуровки, конструктор, набор кубиков складных из 3-х,4-х,6-ти,8-ми,9-ти частей, мозаика, волчки, сортировочный материал для развития мелкой моторики.
Кабинет педагога – психолога
Рабочий стол педагога-психолога, ноутбук, принтер, ксерокс, сканер, фотоаппарат, интерактивная доска, психолого-педагогический материал на мультимедийном диске, магнитная и меловая доска, световые столы для рисования песком, кинетический песок в малых песочницах(10 шт) и материалы для работы с ним, развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера., психологические игры, тематические наборы карточек, игры для тренировки памяти, внимания, мышления, набор фигурок домашних и диких животных, овощей и фруктов, пазлы, домино, лото, комплект мини машин, настольно-печатные игры, набор пальчиковых кукол по сказкам, тематические наборы карточек для развития речи, шнуровки, конструкторы, набор кубиков складных из 3-х,4-х,6-ти,8-ми,9-ти частей, мозаика, дидактические пособия, диагностические материалы и пособия.
Кабинет лечебной физкультуры
Велотренажер, весы, динамометр ручной, тонометр с монжеткой для детей до года, метроном, ростомер, шведская стенка, бактерицидный облучатель воздуха, спирометр, секундамер, часы, зерколо 1,5*2 м, набор мячей, стол, стул, шкаф/стеллаж для инвентаря, емкасть для сбора бытовых и медицинских отходов, угломер для определения подвижности суставов конечностей и пальцев, гимнастические: палки, обручи, гантели, коврики.
Администрация ДОУ совместно с сотрудниками и родителями воспитанников работают над укреплением материально-технической базы.
Обеспечение безопасности воспитанников
В МДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников.
Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для вызовов, входные двери оборудованы домофонами.
В учреждении имеется система АПС и система оповещения, мебель закреплена, подобрана в соответствии с ростом детей и пронумерована, проводятся учебные тренировки по эвакуации детей и сотрудников при тушении условного пожара и при угрозе химического заражения.
Безопасность детей и сотрудников МДОУ обеспечивает вневедомственная охрана Заволжского РОВД г. Ярославля.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей , в том числе и детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Доступная среда:
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 191» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МДОУ "Детский сад № 191" асфальтирована или имеет твердое покрытие. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель – логопед, педагог-психолог, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, 2 инструктора по физической культуре, инструктор по ЛФК, ст. медсестра, медсестра по массажу, воспитатели.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специально оборудованные учебные кабинеты: Групповые комнаты, залы, учебные кабинеты оборудованы и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В наличие: помещения учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефиктолога, для подгрупповых занятий с кенитическим песком, музыкальный и физкультурный залы.
Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с воспитанниками групп общеразвивающей направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных помещениях (помещения учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, для подгрупповых занятий с кенитическим песком, музыкальный и физкультурный залы).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Все групповые помещения приспособлены для проведения практических занятий с воспитанниками, они обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ. В группах организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Развивающая предметно – пространственная среда групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы, развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, дидактическим материалам.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Осутствует. Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых помещениях, кабинетах специалистов и доступна для использования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы детские книжные уголки, где книжные издания находятся на уровне ребенка. Книжные уголки приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся: ЛФК с детьми НОДА, утренняя гимнастика, занятия, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное оборудование, детский спортивный инвентарь и детские тренажеры. Всё оборудования и инвентарь подходит для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки с различным инвентарем, размещены настенные бизиборды, способствующие укреплению здоровья, развитию основных физических навыков, профилактики двигательных нарушений, плоскостопия и т.д. На территории детского сада оборудована спортивная площадка, которая может использоваться для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с НОДА
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР
Материально-экономические средства (наглядные пособия, ТСО, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия):
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.д);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.д.);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды и т.д.);
- учебные приборы (компас, барометр, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).
Педагогические средства: методы и формы обучения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: частично обеспечено.
Специальные условия питания: Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 10-ти дневного меню для детей от 1,6 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно – технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Питание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности.
Специальные условия охраны здоровья: Охрана здоровья детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В ДОУ разработана программа здоровья: «Здоровый малыш». В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра Исаева Татьяна Леонидовнателефон (4852) 24-72-32.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- Федеральный портал "Российское образование"
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Интернет-портал "Культура письменной речи"
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы отсутствуют.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: В ДОУ есть специальные средства обучения, развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития и т.д. Специальные средства обучения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на видео- и аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:
https://www.youtube.com/watch?v=S3pYVZhorCc&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI
https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw
https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw
https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo
https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o
https://www.youtube.com/watch?v=KDFIKQMrW2s
https://www.youtube.com/watch?v=zzGrMLrVVdA
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.